ЯКУБА ЧЕХОВСКОЙ

Яков Авраамович Чеховской, по-домашнему Якуба, появился на свет 30 декабря 1879 года в тихом провинциальном Гродно.


Семья присяжного поверенного заботилась об образовании и воспитании сына. Мальчик учился в классической гимназии, знаменитой не только своим старинным зданием, принадлежавшем когда-то коллегиуму ордена доминиканцев, но и личностью директора Александра Фавстовича Пигулевского. Кроме высочайшего уровня преподавания, гимназисты занимались искусством, устраивали художественные выставки, о которых писала даже губернская газета, немалое внимание уделялось и заботе о физическом здоровье воспитанников.


На должность преподавателя гимнастики был приглашен поручик Ерофеев, служивший в Гродненском пехотном полку. Вместо обычных того времени строевых упражнений он стремился, в первую очередь, укрепить гимназистов физически. Уже став знаменитым атлетом, Якуба Чеховской с большой благодарностью вспоминал Николая Семеновича Ерофеева и называл его своим первым тренером.


Следуя его советам и рекомендованной литературе, Якуба приобрел свой первый атлетический снаряд – рыночные пудовые гири - и начал постоянные тренировки. Источником вдохновения для гимназиста были и посещения цирка, в котором, по моде того времени, часто демонстрировались различные силовые номера, которые мальчик пытался повторить. Уже в 14 лет он развлекал одноклассников тем, что клал на плечи железную балку, за которую цеплялись два человека, и крутил их «как на карусели в цирке». Слава о силаче-гимназисте разлетелась по всему Гродно, многие сверстники пытались подражать Якубе.


Родители были не против атлетических упражнений сына, однако отец очень хотел, чтобы сын продолжил наследственное дело. И каким же было удивление Авраама Михайловича, когда после окончания гимназии Якуба заявил, что пойдет на военную службу, и записался вольноопределяющимся в Гродненский гусарский полк.


Полк в это время располагался в Варшаве, куда и переехал Якуба Чеховской. Для получения младшего офицерского чина корнета ему нужно было нести службу, которая мало чем отличалась от обязанностей рядового. Но при этом все свое свободное время вольноопределяющийся Чеховской проводил на плацу, где размещались и гимнастические снаряды. Тренированный молодой человек отлично справлялся с турником и брусьями, лихо прыгал через «коня», но самое большое внимание уделял привычным и любимым гирям.


На полковом празднике Чеховской поразил всех присутствующих. Во время состязаний он подлез под брюхо коня, поднял его на себе и стал ходить с такой ношей по плацу. Потрясенный командир разрешил Чеховскому тренироваться в Варшавском фехтовально-гимнастическом зале, что было немалой льготой для такого низкого чина. Однако занятия в зале уделяли основное внимание фехтованию и занятиям на гимнастических снарядах и практически не предусматривали силовых упражнений.


Настоящие атлеты в то время выступали на цирковых аренах, а общественный статус цирковых артистов был довольно низким. Он мог посещать представления, но бывать за кулисами, участвовать в репетициях, а тем более, в выступлениях на манеже, ему было запрещено.


В то же время следует заметить, что цирковое искусство начала прошлого века находилось на высоком профессиональном уровне. Одним из лучших цирковых предпринимателей того времени считался Алессандро Чинизелли, о представлениях которого с восторгом писали Олеша, Катаев, а особенно ярый поклонник циркового жанра Куприн. Кроме клоунов, акробатов, дрессированных животных, публику привлекала еще и знаменитая в то время французская борьба. Среди знаменитых борцов устраивались конкурсы, заключались пари на победителя. В качестве рекламного трюка часто предлагались и конкурсы для зрителей. В Варшаве Чинизелли объявил, что любой зритель, продержавшийся хотя бы пять минут в поединке с чемпионом, получит приз в 300 злотых.


Якуба Чеховской не смог устоять перед искушением. Переодевшись в обычный костюм, он вместе с сослуживцем тайком пришел на представление, и после объявления о выигрыше в 300 злотых вышел на арену. К изумлению публики, никому не известный и скромно одетый молодой человек менее чем за три минуты уложил на лопатки профессионального борца.


Наутро об этом сенсационном событии сообщили варшавские газеты, а Чеховского стали осаждать цирковые антрепренеры. Молодой человек раздумывал недолго – военная служба давно уже утратила для него привлекательность. С трудом успокоив шокированных таким выбором родителей, он провел свое первое выступление в родном городе – правда, под экзотическим псевдонимом Ичаджи, которое вскоре сменил на привычное Якуба.


Чеховской был одним из лучших борцов своего времени, но больше всего зрителей привлекали его воистину феноменальные силовые трюки. На выступлении в Михайловском манеже он прошел по кругу, удерживая одной рукой на весу связку из шести гренадеров, а все гренадеры были высокими и крепкими, да и их амуниция весила немало, в итоге не менее 400 кг. За этот трюк Чеховской получил в награду золотой пояс Атлетического общества.


Он удерживал на груди помост с оркестром из 30 музыкантов или с проезжающими поочередно тремя грузовыми автомобилями, в положении борцовского моста мог удержать на себе 10 человек, а подбрасывая пудовые гири, ловил их на грудь.


После революции, в 1918 году, Чеховской был среди основателей журнала «Борец-атлет», а также входил в руководство Всероссийского союза борцов-атлетов. Свои выступления знаменитый атлет продолжал до 1937 года.


После ухода на отдых он прожил недолго и скончался вскоре после начала войны, в июле 1941 года. Могила Чеховского находится в Петербурге на Серафимовском кладбище (Новая деревня).



Источник: www.peoples.ru